Як животное. описание, особенности, виды, образ жизни и среда обитания яка

Внешний вид яка

Это огромное животное, обладающее длинным телом. Ноги, по отношению к телу короткие, широкие, голова массивная, сидит довольно низко. Як может вырасти до 2 метров в длину, а вес, особенно у пожилых представителей может достичь 1000 кг. В длину тело достигает 4 метров, одна четвертая всей длины может приходиться на хвост. Самки почти в два раза меньше самцов, имея длину 2,5 метра, и рост 1,5 метра, весят они всего 360-370 кг.

Як (Bos grunniens).

На спине у яка располагается горб. Рога имеются у обоих полов, причем и у самок, и у самцов рога длинные, но тонкие, расположенные широко друг от друга. Рога устремляются вперед и загибаются вверх. В длину достигают 1 метра.

Ноги яка практически не видны, это из-за того, что шерсть у них длинная, густая, плотная, она свисает почти до самой земли, прикрывая ноги. Окраска шерсти однотонная, чаще всего черная, или темно-коричневая, только на морде могут быть белые или светлые вкрапления. Подшерсток у него настолько густой и плотный, что ему не страшны даже самые суровые зимы. Весной и летом як линяет, подшерсток выпадает большими колтунами или клочьями. На теле шерсть ровная, а вот на ногах косматая и длинная, что очень напоминает «юбку».

Яки — мощные животные.

Различают дикого и домашнего яка. Дикий як встречается крайне редко, так как он не может находиться в близости с человеком. На сегодняшний день дикого яка можно увидеть лишь в высокогорных районах Тибета, на высоте 3000-5000 метров, а летом взбирается еще выше. В связи с тем, что он обитает на таких высотах его легкие и сердце больше в размере, чем у яков, которые живут ниже. Фетальный гемоглобин, который присутствует только на ранних этапах развития, у них имеется на протяжении всей жизни. Вследствие этого он может переносить больше кислорода. У диких яков более толстый слой жира, ограниченное количество потовых желез, из-за этого они не переносят температуру выше 15 градусов.

Яки бывают дикими и домашними.

Дикие яки собираются в небольшие стада по 12 особей, пожилые обычно держатся в стороне. Живет он приблизительно 25-30 лет. В брачный период, который у яков наступает в сентябре, они жестоко дерутся за самку. Целятся они в бок противника, так как это самое уязвимое место. Проигравший может серьезно пострадать. После спаривания, самка вынашивает детеныша 9 месяцев, а после рождения теленок полностью зависит от матери еще год.

Врагов у дикого яка почти нет, разве что волки решаются атаковать, предварительно собравшись в большую стаю. Но даже такие нападения происходят редко. А на человека як, не задумываясь, набрасывается. Они исключительно хорошо распознают запахи, обоняние развито превосходно, а вот слух и зрение не слишком остры.

Яки часто нападают на людей.

Домашний як очень уступает своего дикому товарищу и в габаритах, и в окраске. Они очень спокойные, к тому же у них сильно ослаблена иммунная система, они менее устойчивы к суровым холодам. В питании, дикий и домашний яки неприхотливы, питается всем, что растет на горных высотах.

Это интересно: Чипирование животных, внедрение чипа домашним животным

Что известно о «дикарях»

Дикий бык испокон веков считался одним из наиболее опасных и злых животных. Встретить его сейчас сложно, ведь любые места, освоенные человеком, не подходят для его обитания. Сейчас дикий бык встречается только в высокогорье Тибета, к которому он отлично адаптирован. Яков считают наиболее сильными, свирепыми, злыми животными, которые способны в любой момент вступить в борьбу и уничтожить любого обидчика, будь то человек или другое дикое животное.

Интересно то, что даже нападение волков на рассматриваемых животных не происходит в одиночку. Чаще всего это большая стая, выбирающая период глубокого снега. Почувствовать опасность для него несложно, ведь у него чрезвычайно остро развито обоняние.

Первый боевой реактивный истребитель СССР Як-15.

Як-15

В конце войны в СССР появилась возможность ознакомится с передовыми немецкими реактивными самолетами, который к тому времени в германии выпускались серийно. Также, по имеющимся данным Соединенные штаты и Англия приступили к массовому производству самолетов с турбореактивными двигателями. Инженеры-конструкторы понимали, что авиационная промышленность Советского Союза имеет колоссальное отставание от западных стран. Для решения проблемы были задействованы лучшие конструкторские бюро Союза.

Это интересно — «Вертолеты Сикорского».

Весной 1945г. коллективу Яковлева поручено создать самолет на основе турбореактивного двигателя РД-10 (копии трофейного Jumo-004). Конструкторы ОКБ Лавочкина решили использовать самолет Як-3, просто заменив на нем поршневой двигатель на реактивный.

В августе 1946г. Як-15 вместе с МиГ-9 участвует в авиационном параде в Тушино. В 1947г. стартует серийный выпуск, за время которого произведено 280 боевых истребителей Як-15.

Уход и разведение яков

Ведущие яководческие страны – Китай, Непал, Бутан, Индия, Пакистан, Афганистан, Монголия, Кыргызстан, Таджикистан. В Российской Федерации яководческие фермы находятся в Дагестане, Якутии, Бурятии, Карачаево-Черкессии, Туве.

Яки – неприхотливые животные, не требующие особых условий содержания. В зоопарках и в частных хозяйствах они содержатся в вольерах, оборудованных оградами высотой не менее 2,5 м. В вольере устанавливаются деревянные навесы или домики.

Система промышленного разведения этих животных базируется на пастбищном содержании круглый год. В высокогорных зонах для яководства отводят обширные пастбища с хорошим травостоем. Яки приспосабливаются к климатическим и пастбищным условиям зон, на которых выращиваются поколениями.

В хозяйствах, яков по возрастному и половому признаку объединяют в стада или гурты:

  • 60…100 голов – дойные ячихи;
  • 8…15 голов – яки-производители;
  • 80 голов – телята возрастом до 12 мес.;
  • 100 голов – молодняк старше 12 мес.;
  • 100 голов – ячихи в случном возрасте.

Яки восприимчивы к заболеваниям:

  • бруцеллез;
  • туберкулез;
  • ящур;
  • сибирская язва;
  • кровопаразитарные заболевания (при перегоне в теплый период года в предгорья);
  • подкожный овод;
  • глистные заболевания.

Яководство — уязвимая отрасль. Поголовье яков постоянно сокращается как в фермерских хозяйствах, так и в частных. Численность диких яков также катастрофически снижается. Дикие яки занесены в Красную книгу.

Дикий як

Яки на почтовых марках Кыргызстана Исторически дикие яки зафиксированы в тибетских летописях как одно из великих зол, опасные для человека животные. В тибетском языке дикий як, в отличие от домашнего, называется дронг.

Дикие яки не выносят мест, освоенных людьми, и поэтому быстро вымирают — сейчас они уцелели лишь в высокогорных районах Тибета на отметках 4300-4600 м над у. м. зимой и до 6100 м над у. м. летом.

Як хорошо адаптирован к условиям высокогорья. Он имеет более крупные лёгкие и сердце в сравнении с быками низменных районов. Кровь яка способна переносить больше кислорода благодаря присутствию в ней значительной доли фетального гемоглобина на протяжении всей жизни. Обратной стороной является плохая переносимость низких высот и перегрев при температурах выше 15 °C. Среди других приспособлений к низкой температуре — подкожный слой жира и практически полное отсутствие потовых желез.

Водится на Тибетском плоскогорье и в сопредельных горных областях (Каракорум, Ладак). Живут семьями из нескольких голов или небольшими стадами из 10—12 голов, старые самцы поодиночке. Однако, как свидетельствует Н. М. Пржевальский, впервые описавший дикого яка, ещё в XIX в. стада коров яка с маленькими телятами достигали нескольких сотен, а то и тысяч голов. В 6-8-летнем возрасте достигают половой зрелости; продолжительность жизни около 25 лет.

Гон у яков бывает в сентябре — октябре. В это время быки присоединяются к группам коров. Между быками происходят жестокие драки, непохожие на ритуализированные бои большинства других полорогих. Соперники во время схватки стараются ударить друг друга рогом в бок. Смертельный исход этих боев редок, и дело ограничивается ранениями, иногда весьма серьёзными. В период гона слышен призывный рев яка, в другое время он исключительно молчалив. Отёл у яков происходит в июне, после девятимесячной беременности. Телёнок не разлучается с матерью около года.

Взрослые яки прекрасно вооружены, очень сильны и свирепы. Волки решаются напасть на них только в исключительных случаях большой стаей и по глубокому снегу. В свою очередь яки-быки, не задумываясь, атакуют преследующего их человека, особенно если яки-быки ранены. Нападающий як высоко держит голову и хвост с развевающимся султаном волос.

Из органов чувств у яка лучше всего развито обоняние. Зрение и слух значительно слабее.

Особенности и среда обитания яка

Як – животное, обладающее длинным крупным телом, маленькими ногами и круглыми копытами. Голова у него как бы опущена вниз. Масса существа тоже капитальная – до полутора тонн. Тело может достигать длины до 4.5 метров, из которых почти метр придётся на хвост. Благодаря горбу на спине можно сказать, что у животного покатая спина.

Рога у яка довольно длинные и нетолстые. Направлены они в стороны от начала, а потом загибаются. Длина их разная, может достигать 95 см. Если посмотреть на яка, можно найти сходство с козлом, быком, зубром, благодаря огромным рогам. Складывается ощущение, что природа просто взяла и соединила несколько животных в одно. В итоге получилось это необычное существо.

У яка удлиненная шерсть, повисающая внизу тела и почти укрывающая нижние конечности. Зимы для него не страшны, благодаря длинному подшерстку, который является прекрасным средством от холодов.

Шерсть животного научились использовать тибетцы, а на яках можно часто видеть упряжку, которая сделана из собственной шерстяной оправы. На ногах, брюшной полости и боках яка шерсть немного отличается от остальной.

Там она образует покрывало, которое тянется до самой земли. Як – домашнее животное, а потому он эксплуатируется во многих местах как вьючное. Иногда его разводят на убой.

Самые известные скороговорки от юмористов

Несмотря на то, что она довольно длинная, выучить ее можно без каких-либо сложностей. Попробуйте сделать это вместе с ребенком, и увидите, насколько это весело, интересно и полезно. Некоторые слова не так просто выговорить, к примеру «як циндрак». Если сперва вам текст покажется сложным, можете использовать сокращенные версии стишка, вот несколько примеров:

Резиденты Comedy Club часто во время своих выступлений веселят публику специфическими скороговорками собственного сочинения. В сети легко можно найти «перлы» от Гарика Мартиросяна «Ищет Яна яблоки в Яндексе, а Рубен рыщет рыбу в Рамблере», команды «Полиграф Полиграфыч», Светлакова про китайцев и пр.

Скороговорки одинаково полезны для детей и взрослых. Они позволят не только развить речевой аппарат и память, но также избавят вашу речь от слов-паразитов, пополнят словарный запас, улучшат дикцию. Говорите уверенно и четко, чтобы завоевать уважение конкурентов, друзей и врагов.

Восхождение на гору

Подъем на гору Сарлык считается несложным и подходит для новичков. Однако не стоит ожидать, что путь будет похож на прогулку: нужно держать темп и помнить, что спуститься с горы необходимо засветло.

Туристические компании предлагают пешие и конные маршруты, в том числе на несколько дней. А самостоятельные туристы могут начать пешее восхождение с разных точек:

  • со стороны деревни Топучая, вверх по реке Сарлык до полуразрушенной военной части.
  • от Семинского перевала. Этот маршрут будут немного быстрее. Идти нужно по гравийной дороге также в сторону заброшенной военной части. Машину обычно оставляют на перевале, а если у вас автомобиль повышенной проходимости, то получится проехать чуть дальше — до военной части, а потом идти пешком.

Подъем в гору займет примерно 4 часа. По пути путешественники увидят разнообразные впечатляющие пейзажи, а с утра можно наблюдать вершину Сарлыка, окутанную облаками. Сложность могут составить каменные осыпи. Выдвигаться в поход нужно в удобной обуви, с собой взять теплые вещи из-за сильных ветров и низкой температуры на вершине горы.

От военной части идти по грунтовой дороге до промежуточного перевала. После нужно спуститься в долину перед горой. Следует идти по тропинке, чтобы не промочить ноги из-за скрытых под травой ручейков. Местами маршрут будет проходить через кедровый лес. По мере набора высоты лес сменится альпийскими лугами, а после ландшафт сменяется на тундровый. Выше 2200 метров не встречаются никакие деревья, только лишайники, курумники и валуны. Сама вершина — это нагромождение камней без какой-либо растительности. Лучшие панорамы открываются с вершины Сарлыка в ясную погоду.

При планировании похода больше чем на один день можно будет совершить спуск по северной части горы — к Туюкской долине с озерами. Однако следует помнить, что в апреле и мае на северном склоне могут быть обледенелые участки, для преодоления которых понадобятся специальные страховочные средства. А зимой спуск осуществляется на лыжах и считается экстремальным развлечением.

Панорамные виды с горы, Николай Чемакин

Кому обязательно нужно учить скороговорки?

Любой человек должен постоянно совершенствоваться, работать над красотой своей речи и произношением. Скороговорка жили были три китайца будет полезна каждому. Однако есть несколько профессий, представители которых не могут себе позволить «заплетающийся язык». Постоянным разучиванием и произношением скороговорок обязательно должны заниматься:

Логопеды. Специалист этой профессии помогает людям избавляться от дефектов речи. Он должен знать не менее 3 специальных стишков, которые можно разучить с пациентом, чтобы помочь ему избавиться от проблем с произношением отдельных звуков.
Телеведущие. На диктора, который выступает в прямом эфире смотрят миллионы телезрителей. Такой человек не может себе позволить нечеткую тихую речь. Даже малейшая оговорка телеведущего может стоить ему карьеры. Именно поэтому, если диктор не хочет стать всеобщим посмешищем, он должен регулярно тренировать свою речь – выговаривать сложнейшие скороговорки.
Актеры. Чтобы полностью передать характер персонажа, актеру часто приходится использовать несвойственную для него речь или интонацию голоса. Произношение специальных стишков поможет вам научиться быстро регулировать темп речи, ударение, тембр. Монотонное чтение монолога поставит крест на вашей актерской карьере.
Комментаторы. Речь таких специалистов обязательно должна быть четкой, быстрой, отработанной практически до автоматизма. К примеру, спортивным комментаторам во время матча часто приходится произносить сложные и длинные фамилии спортсменов, описывать их действия на игровом поле. Четкая речь без запинок – это основной инструмент заработка комментатора. Для успешной карьеры нужно постоянно тренировать речевой аппарат при помощи скороговорок.
Политики

Доказано, что тихая и невнятная речь, частые запинки рассеивают внимание слушателей. Вы хотите донести свои идеи до большого количества людей? Тогда хорошо выучите свой текст, убедитесь, что в нем нет ошибок, иначе окружающие не будут воспринимать вас всерьез

Начинающие политики очень часто говорят неправильно, поэтому становятся объектами шуток и издевок. Занятия с логопедом и разучивание сложных фраз поможет исправить проблемы с речью и будут способствовать карьерному росту.

Важно уделять особое внимание развитию речи с ранних лет. Если ваш ребенок плохо выговаривает некоторые слова, не может произносить звонкие звуки, обязательно занимайтесь с ним дома, выучите скороговорку про трех китайцев или любую другую. Если стишки не помогают, обязательно обратитесь к медику

Если стишки не помогают, обязательно обратитесь к медику.

Оценка проекта

В советской историографии истребителям Як отводилось особое место; свою роль в этом сыграли многократно переиздававшиеся книги А. С. Яковлева.

Часто советские истребители предвоенного поколения сравнивают с , на основе чего делается вывод, что Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3 по совокупности характеристик превосходили немецкий истребитель. Однако серийное производство «E» началось в 1939 году, а перед нападением на СССР две трети истребительных групп люфтваффе, сосредоточенных на западных границах Советского Союза, полностью или частично перешли на Bf 109F-1. Осенью 1941 года на фронте появился Bf 109F-2, по всем параметрам превосходивший Як-1 с мотором М-105ПА.

Осенью 1941 года в НИИ ВВС проводились исследовательские воздушные бои с Bf 109F-2. Немецкий истребитель из-за боевых повреждений в своё время приземлился прямо на поле Тушинского аэродрома. У земли «Мессершмитт» обгонял Як-1 на 30 км/ч. На высоте 1000 м немецкий истребитель имел незначительное преимущество по вертикальному и горизонтальному маневрам; на высоте 3000 м Як-1 и «Мессершмитт» находились в равных условиях. На высоте 5000 м Як-1 имел явное преимущество и по максимальной скорости, и по вертикальной и горизонтальной маневренности. Однако, на принимавшем участие в бою «Мессершмитте» на высотах свыше 2750 двигатель не добирал мощности из-за неотрегулированной системы нагнетания. Начальник НИИ ВВС генерал Фёдоров в письме к А. С. Яковлеву от 24 декабря 1941 года писал, что «в настоящее время у нас нет истребителя с лётно-тактическими данными, лучшими или хотя бы равными Ме-109F.»

Положение отчасти выравнялось с появлением Як-1 с форсированным мотором М-105ПФ, который превосходил по скорости пятиточечный Bf-109G во всём диапазоне высот от земли до 5000 м; Як-1 обгонял трёхточечный «Мессершмитт» на высотах до 2000 м, выше немецкий самолёт летал быстрее, причём на семи километрах разница в скорости составляла уже 96 км/ч. Однако Bf 109G имел худшую по сравнению с «F» аэродинамику, и по маневренности на вираже Як-1 превосходил «Мессершмитт» на высотах до 5000 м. Як-7 обладал теми же достоинствами и недостатками, что и Як-1 — превосходил «Мессершмитт» на горизонталях и в наборе высоты на малых и средних высотах, практически не имел преимущества по максимальной скорости и уступал по большинству параметров на больших высотах.

Новые Як-9 и особенно Як-3 не уступали «Мессершмиттам» на малых и средних высотах.

Истребитель FW-190 считался на Восточном фронте более лёгким противником, чем Bf 109. Як-1 и Як-7 превосходили «Фокке-Вульф» по горизонтальной и вертикальной маневренности в диапазоне высот до 5000 м.

По вооружению Як-1 не уступал Вf 109F, однако появление , не говоря уже о FW-190, подорвало это равновесие. В какой-то мере положение исправили только Як-9Т, но это был самолёт не для среднего лётчика. Попытки достойно вооружить «Як» так и не привели к убедительным результатам. К концу войны считалось, что истребитель должен нести три-четыре пушки калибра 20-30 мм, исключением были только американские самолёты, имевшие исключительно мощное пулемётное вооружение, и «Яки». Правда, трёхпушечный Ла-7 тоже не стал массовым истребителем, но все же две пушки были лучше, чем пушка и пулемёт. Недовооружённость «Яков» отмечали многие известные лётчики, в частности, А. И. Покрышкин.

Согласно работам некоторых исследователей, большинство результативных лётчиков-истребителей ВВС РККА закончили войну или на самолётах Лавочкина, или на «Аэрокобрах». Однако, здесь надо иметь в виду, что Як-9 гораздо лучше других истребителей подходил для сопровождения ударных самолетов и его старались использовать соответственно, причем пилотам прямо запрещалось отрываться от «подопечных» для ведения боя, что значительно снижало их шансы на увеличение боевого счета. В отчётах по испытаниям истребителей «Як» отмечается исключительно удобное расположение приборов и органов управления в кабине, однако А. И. Покрышкин придерживался другого мнения: «Расположение приборов в кабине (имеется в виду Як-3) создавало для лётчика определённые неудобства». С другой стороны, маршал Савицкий считал истребители Яковлева лучшими самолётами такого класса.

Як-9Т, вооружённый 37-мм пушкой, был не самым массовым вариантом Як-9, однако именно на нём закончили войну многие асы. Он имел мощное вооружение вкупе с хорошими лётными характеристиками. В заключении по войсковым испытаниям о

Популяция и статус вида

Фото: Большой як

Есть много факторов, которые приводят к сокращению числа диких B. grunniens. Нынешнее поголовье оценивается примерно в 15 000. Благодаря своей деятельности по выпасу, яки играют важную роль в рециркуляции питательных веществ в экосистемах.

Обладая широкими копытами и выносливостью, одомашненные яки служат большим облегчением для жителей Тибетского нагорья. Тонкий мех молодых животных используется для изготовления одежды, а длинный мех взрослых яков применяется для изготовления одеял, палаток и пр. Молоко яка часто используется для производства большого количества масла и сыра на экспорт.

Дикий аналог B. grunniens выполняет многие из тех же экономических функций, хотя и в меньшей степени. Несмотря на то, что Китай установил наказание за охоту на диких яков, охота на них по-прежнему ведется. Многие местные фермеры считают их единственным источником мяса в суровые зимние месяцы.

Есть и негативные последствия от стад парнокопытных. Дикие яки разрушают заборы и в некоторых экстремальных условиях убивают одомашненных яков. Кроме того, в районах где дикая и домашняя популяция яков живет рядом, существует вероятность передачи заболеваний.

Машины вертикального взлета

По мере развития реактивной авиации и увеличения мощности авиационных двигателей в разных странах стартовали работы по созданию самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП). Из множества проектов довести машины до серийного образца удалось только двум конструкторским коллективам. Одним из них (и единственным в СССР) стало ОКБ А.С. Яковлева, создавшее СВВП Як-36. Позже на его базе создали усовершенствованный Як-38, за ним последовал первый и единственный в мире сверхзвуковой истребитель СВВП Як-141, проектирование которого началось в 1975 году. 9 марта 1987 года шеф-пилот КБ Андрей Синицын впервые поднял Як-141 в воздух и совершил на нем полет по самолетному профилю. Спустя три года машина взлетела и села уже по полному профилю. Установленные на Як-141 12 мировых рекордов до сих пор не побиты.

Як-141. Фото: Wal Nelowkin / Wikimedia.org

Як-141 был предназначен для перехвата воздушных целей, ведения ближнего боя, нанесения ударов по наземным и надводным целям. При этом самолет мог эксплуатироваться на взлетно-посадочных площадках ограниченных размеров и в корабельных условиях. «В чем смысл использования «вертикалки»? Практически не нужна полоса. Дайте огрызок длиной 120-150 метров, и мы взлетим… С самолетами вертикального взлета любую баржу можно превратить в авианосец», – рассказывал Андрей Синицын в интервью изданию «Военно-промышленный курьер».

Подниматься в воздух вертикально Як-141 мог благодаря мощной силовой установке. Ее главным элементом был подъемно-маршевый двухконтурный турбореактивный двигатель Р79В-300 с особым поворотным соплом. За кабиной пилота располагались два подъемных двигателя РД-41. «С Як-141 мы опережали Запад в этом направлении лет на десять. Очень надеюсь, что история отечественных самолетов с вертикальным и укороченным взлетом на Як-141 не остановилась, еще появятся машины следующих поколений», – считает Андрей Синицын.

Общие экономические трудности страны не позволили начать серийное производство Як-141. В наши дни тема создания «вертикалок» не потеряла свою актуальность. Минобороны РФ рассматривается возможность создания самолета укороченного взлета и посадки и машины с вертикальным взлетом в интересах морской авиации. В основу нового проекта может лечь богатый опыт разработки таких самолетов ОКБ Яковлева.
 

Размножение и брачный период быков

Самцы вдвое крупнее самки и весят от 0,95 до 1 тонны. Самка носит плод 9 месяцев. Детеныши находятся возле матери до года. Половое созревание наступает в 6-8 лет. Живёт як в среднем 25-30 лет
. Агрессивный, особенно во время брачного периода, который приходится на сентябрь-октябрь. В это время они примыкают к стаду коров. Между самцами случаются тяжёлые поединки.

Як использует рога, чтобы пробить соперника вбок, и этим отличается от других полорогих животных. При нападении самец высоко держит голову и развивает похожий на лошадиный хвост. Не умеет реветь и мычать, а только издаёт хрюканье, когда злится. Это относится к домашним породам, дикие яки – молчаливы. В период беременности
самец покидает беременную самку. Одомашненные животные хорошо дрессируются, встречаются в цирках.

Взрослый представитель достигает 4,25 м в длину и 2 метров в высоту. У него хорошее обоняние, в отличие от органов слуха и зрения. Очень вынослив. Попадалась особь с тремя пулями в голове и пятнадцатью в груди. Даже в таком виде як оставался очень выносливым. Животное относится к опасным видам млекопитающих, особенно при ранении. Не переносит соседства с человеком. Яки могут собираться в стада, но с возрастом отделяются от сородичей и существуют поодиночке. Остальные характеристики яка:

В Тибете быки яки обитают около 10000 лет. На высоту 4000 км они поднимаются зимой, а летом — на 6000 км. Дикие яки в наше время преобладают в высоких районах, вдали от людей. Такое перемещение животные выбирают из-за вымирания рядом с людьми. Домашние особи
держатся ближе своих сородичей. Быка можно встретить в тибетских плоскогорьях: Каракорум, Ладак.

В Тибете
восхваляют яка — там можно приобрести сувениры-фигурки. Живут тибетские яки стадами по 10-12 голов. Если стадо подвергается опасности, то малышей загоняют в круг для защиты и обороняются. В работах Н.М. Пржевальского встречаются описания стада в несколько тысяч голов. В 19 веке он первый сделал описание животного, но это было трудно: достать информацию сложно из-за труднодоступного места обитания.

Животное як относится к полорогим быкам. Родом жвачные быки из Тибета, где обитают в горной цепи. Одомашненные животные используются людьми как вьючные животные. Иногда яков разводят для получения мяса и молока.

Хоть родом яки из Тибетского нагорья, сегодня их можно встретить и в некоторых других районах нашей планеты. Эти вьючные животные хорошо переносят низкие температурные режимы, характерные для высокогорных районов. Это им позволяет густая и очень длинная шерсть, покрывающая тело животных по бокам и в области подбрюшья. Такая природная шуба дает парнокопытным способность лежать на снежных покровах, не замерзая при температурах около -35°С.

Яки — прекрасные вьючные животные, популярные помощники в хозяйстве у индийских кочевых народов, проживающих в горной северной части страны. Встретить яка можно в фермерских хозяйствах в Китае и Иране, в Монголии и Непале. Они облюбовали горные пакистанские и афганские просторы, проживают у таджикских и узбекских народов. В России яка можно увидеть не только в загонах зоопарков. Во времена Советского Союза он был привезен на Кавказский север и сегодня преобладает в Кабардино-Балкарии, Осетии, Карачаево-Черкессии. Сельское хозяйство Тувинской республики насчитывает порядка 10 000 особей. Единичные экземпляры встречаются на Алтае и в Бурятии.

Эффективность и боевое применение: оценка истребителя

Як-1 вступил в бой с самого первого дня войны. В начале конфликта этот самолет был лучшим истребителем, которым располагала Красная армия.

Одной из главных проблем с Як-1 – также как и со многими другими самолетами советских ВВС – была его слабая освоенность личным составом. Это была новая машина, которая начала появляться в строевых частях всего лишь за несколько месяцев до начала войны. Переучиваться на новый истребитель летчикам пришлось уже во время боевых действий.

Следует отметить, что Як-1 был очень «дружелюбен» к пилоту, прост в управлении, с ним не возникало проблем во время взлета и посадки. После очень строгого и сложного в пилотировании И-16 летать на Як-1 было просто удовольствием. В заключение, которое написали о новой машине летчики-испытатели, было означено, что он «доступен летчику с квалификацией ниже среднего». Однако одно дело просто поднять самолет и посадить его, и совсем другое – противостоять на нем в воздухе немецким пилотам на Bf-109, который по праву называют одним из лучших истребителей Второй мировой.

Проблемой было не только отставание в основных летно-технических характеристиках, но и большое количество «детских» болезней, которые были присущи истребителям Як-1 первых серий. Спешка при введении машины в производство не прошла бесследно. Вот основной список технических проблем, которые были характерны для Як-1:

  • Частый перегрев масла и воды при работе силовой установки на номинальной мощности. Выбрызгивание масла через некачественные уплотнения в двигателе. В полете маслом мог быть заляпан весь фюзеляж истребителя, вплоть до его хвоста. Но самой большой проблемой было попадание масла на фонарь кабины, вследствие чего летчик просто ничего не видел. Об этой «особенности» Яка рассказывают практически все летчики, воевавшие на нем.
  • Топливо из разных баков вырабатывалось неравномерно.
  • Пневмосистема самолета часто давала утечки.
  • Нередки были перекосы и заклинивания патронных лент пулеметов.
  • Вибрация приводила к самовыворачиванию шурупов корпуса.

Следует сказать несколько слов о проблемах с маслосистемой истребителя. Утечки масла приводили не только к заляпыванию корпуса машины, но и ухудшало работу системы охлаждения мотора. Поэтому пилоту приходилось периодически сбавлять газ и охлаждать двигатель, в реальном бою подобный недостаток самолета мог стоить пилоту жизни. Также следует отметить, что в начале войны Як-1 не имел рации, ее стали устанавливать только в 1942 году.

Постепенно истребитель избавился от большинства своих недостатков, однако, сколько пилотов поплатилось жизнью за решение принять на вооружение недоработанную машину, сказать не может никто.

Если говорить честно, то на протяжении практически всей войны Як-1 уступал своему основному оппоненту Ме-109. Немецкие конструкторы также не сидели сложа руки, «мессеры» постоянно модернизировались и улучшались. Правда, поздние модификации Ме-109 имели значительную массу и уже не могли соперничать с Як-1 в плане маневренности.

Есть и еще один момент: в масштабах таких гигантских конфликтов, каким была Второя мировая, характеристики отдельного самолета (как и другого образца боевой техники) – это не самое главное

Важно уметь быстро восполнять потери в технике и личном составе. В этом отношении СССР переиграл Германии вчистую

Намного выгоднее иметь сотню средних летчиков, чем десяток асов, и дешевый, простой истребитель Як-1 с немного худшими характеристиками, чем дорогой и ресурсоемкий Ме-109. К преимуществам истребителя Як-1 можно смело отнести следующее:

  • низкая стоимость и простота в производстве;
  • полное соответствие конструкции истребителя технологической базе, имеющейся на тот момент в СССР;
  • приемлемые летно-технические характеристики самолета;
  • простота в пилотировании и доступность для пилотов военного времени, которых обучали по ускоренной программе;
  • значительный модернизационный ресурс;
  • неприхотливость в обслуживании и высокая ремонтопригодность;
  • широкая колея шасси, что делало возможным использования аэродромов с грунтовым покрытием.

Исходя из всего вышеперечисленного, не удивительно, что Як-1 стал одним из самых массовых истребителей Второй мировой войны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector